Взрывозащищенные электродвигатели – это асинхронный привод с короткозамкнутым ротором, который имеет защитный корпус, обеспечивает защиту механизмов от воздействия внешних факторов. Данные электродвигатели предназначены для эксплуатации во взрывоопасных условиях и устанавливается для привода машин и механизмов в химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей и других сферах промышленности. Они оснащаются корпусом из материала, мало подверженному нагреву и
могут использоваться в различных климатических условиях: - Для эксплуатации в условиях умеренного климата используются серии с маркировкой У - допустимая температура окружающего воздуха от -40 до +45 градусов;
- Для эксплуатации в холодной зоне используются двигатели с маркировкой УХЛ - допустимый температурный режим составляет от -40 до +60 градусов;
- Модели для работы в тропическом климате обозначаются индексом Т – допустимое значение окружающего воздуха от +45 до –10 градусов;
Для дополнительной защиты корпус двигателей имеет металлические кольца. Для собственного охлаждения, их оснащают вентилятором обдува. В зависимости от условий эксплуатации, можно выбрать электродвигатель, работающий в одном из режимов (S1 ... S6), где: S1 ... S3 – это основные режимы при работе электродвигателей: продолжительной работы с постоянной или меняющейся нагрузкой, кратковременный, повторно-кратковременный режим – соответственно. S4 ... S6 – дополнительные, произвольные режимы.
По способу монтажа взрывозащищенные двигатели делятся:
- на лапах – для крепления к станине или раме (IM1081)
- фланец – в фланцевом исполнении для моноблочного соединения (IM3081)
- комбинированное – фланец на лапах (IM2081)
- исполнение с двумя концами вала
Преимущества:Электродвигатели взрывозащищенные имеют высокую надёжность за счёт использования очень качественных электроизоляционных материалов класса изоляции "F" (155°С).
Высокая точность механической обработки основных узлов и деталей двигателя на станках с ЧПУ позволяет получить отклонения форм деталей в пределах не более 0,05 мм. Применяемая ручная всыпка магнитопровода статора позволяет изготавливать двигатели в экспортном исполнении.
Вакуумная пропитка (двойная или тройная пор требованию заказчика) магнитопровода статора позволяет получать очень высокое сопротивление изоляции статора. Динамическая балансировка ротора снижает уровень шума и вибрации, а применяемые подшипники качения повышенного класса точности и импортные фирм "SKF" и "NACHI" обеспечивают большой срок службы (более 10 лет).
Электродвигатели изготавливают для поставок внутри страны и на экспорт по ТУ 3341-146-05806720-2001
Имеются сертификат соответствия.
Электродвигатели изготавливаются на номинальное напряжение 380В или 220В частотой 50Гц, с тремя выводными концами, со схемой соединения обмотки статора "звезда" или "треугольник".
Предельные отклонения напряжения питания от -5 до +10%, частоты тока
+2,5% от номинальных значений.
Номинальный режим работы - S1 по ГОСТ Р 52776-2007
Средний уровень шума электродвигателей, работающих без нагрузки при частоте питающей сети 50 Гц, не должен превышать значений, нормируемых для класса 2 по ГОСТ Р 53148-2007.
Требования безопасности по ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-2004, ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75.
Конструкция:
Взрывозащищенные электродвигатели произведены во взрывонепроницаемой оболочке и охлаждаются от собственного вентилятора, который расположен на валу. Он состоит из статора, ротора, коробки выводов, подшипниковых щитов, вентилятора, кожуха и подшипников.
Статор состоит из литой оребренной станины, отлитой из серого чугуна для исполнения У и Т или из высокопрочного чугуна для исполнения УХЛ.
Обмотка статора выполнена из круглого медного эмалированного провода класса нагревостойкости изоляции не ниже "F".
Ротор короткозамкнутый, залитый алюминием, после механической обработки подвергается динамической балансировке.
Коробка выводов расположена сверху электродвигателя. Конструкция коробки обеспечивает поворот в плоскости установки на 90°. Коробка выводов имеет три латунных проходных контактных болта с набором гаек и шайб, которые собираются на изоляционной колодке.
Электродвигатели взрывозащищенные имеют три заземляющих зажима: внутри и снаружи коробки выводов и третий - на станине. Способ - ICA0141 по ГОСТ 20459-87.
Основные производители взрывозащищенных двигателей.
ТПО «Новокаховский электромеханический завод», «Электродвигатель» (г.Могилев), Владимирский ВЭМЗ, ЗАО «Сибэлектромотор», ОАО «Элдин» (г.Ярославль), Баранчинский ЭМЗ и другие.
На сегодняшний день на рынке много взрывозащищенных электродвигателей китайского производства.